Срок эксплуатации аккумуляторной батареи зависит от условий ее хранения. Это важно, если машиной не пользуются зимой. Оставлять акб в автомобиле на холоде ни в коем случае нельзя, так как это приводит к сульфатации, разрушению пластин и потере емкости. Поэтому нужно знать, как хранить аккумулятор дома правильно. Поговорим об этом далее.
Виды аккумуляторов для автомобиля
- Гелевые. Консистенция электролита вязкая, поэтому его и называют гелевым. Эта АКБ обладает хорошей стойкостью к быстрым зарядам, и на ее работу никак не сказываются глубокие разряды.
- Залитые электролитом в процессе производства. Такие типы аккумуляторных батарей считаются одними из самых распространенных, их также часто называют необслуживаемыми. Они обеспечены специальными элементами, которые гигроскопичны (хорошо вбирают в себя влагу) и не дают возможности электролиту вытечь.
- Сухозаряженные АКБ. Аккумулятор продается в сухом виде, для того чтобы его ввести в эксплуатацию, необходимо залить электролит собственноручно. Преимуществом этого вида АКБ заключается в том, что после заливки электролита ему не требуется дополнительная зарядка.
Подготовка к эксплуатации после хранения
Весной, если акб долго стоял, нужно будет прочистить клеммы и зарядить до максимума батарею.
Если аккумуляторная батарея старая, то после долгого перерыва в эксплуатации в нем могли образоваться продукты распада электролита. Поэтому перед установкой в машину, его необходимо промыть чистой дистиллированной водой.
Для этого нужно:
- зарядить акб до максимального уровня;
- аккуратно (не полностью!) слить электролит, стараясь не повредить клеммы и не допустить замыкания батареи;
- промыть чистой водой, вымыв оттуда грязь;
- дать высохнуть;
- залить электролит в емкость и плотно закрыть пробками;
- вставить в автомобиль.
Для того, чтобы акб восстановилась после хранения, нужно поездить на авто 1-1.5 часа.
Нужно ли зимой снимать аккумулятор
Некоторые автомобилисты завели себе такую привычку — они приносят АКБ в теплую квартиру. Скорее всего необходимости в такой процедуре нет, и у таких людей просто осталась привычка, потому что в СССР так поступали многие водители. Иногда следует только заносить аккумулятор в дом для зарядки, так как в холодное время года аккумуляторная батарея разряжается гораздо быстрее. Если зарядку производить 2 раза в месяц, то этого будет вполне достаточно.
Часто возникает необходимость поддержания тепла АКБ, потому что он уже старенький, и просто не может держать заряд, находясь в холоде. В этом случае следует, конечно, позаботиться об обогреваемом чехле, но, все-таки, лучший вариант — это купить новую батарею. Так как заносить постоянно ее в квартиру, а затем снова подсоединять — процесс, который добавляет в жизнь автовладельца дополнительные трудности.
Если владелец практически не использует авто в зимний период времени, то позаботиться о правильном хранении, конечно, нужно. И делать это следует даже тогда, когда вы уверены в ее надежности, и даже если батарея новая. Даже недавно приобретенный аккумулятор может разрядиться на морозе за пару недель. Если ваш регион не считается северным, и морозы редки, то заносить АКБ в тепло рекомендуется при наступлении холодов от -25 и ниже. Не позаботившись об этом, вы можете пожалеть на следующий день, так как не сможете завести автомобиль с разряженной батареей.
Как и где хранить аккумулятор зимой
За многие годы использования аккумуляторов, специалистами были разработаны правила по их грамотному хранению. Если следовать этим рекомендациям, то можно значительно улучшить самочувствие автомобильного аккумулятора. Этими важными нюансами хранения мы поделимся с вами:
- Настоятельно не рекомендуется располагать АКБ возле гигроскопичных аккумуляторов, потому что пары́ кислоты могут оказать пагубное влияние, и это приведет к разрушению и порче материала.
- Помещение должно обязательно быть теплым, и должно отлично проветриваться, оптимальная температура — от +5 до +10 градусов по Цельсию.
- Постарайтесь защитить батарею на время хранения от прямых солнечных лучей, так как это может привести к потере первоначальных характеристик покрытия. Лучше накрыть её плотной тканью. Тогда на поверхности АКБ не будет скапливаться пыль, а солнечный свет не будет пробиваться сквозь материю.
Чехол для аккумулятора можно изготовить и самому
- Проверяйте 1-2 раза в месяц аккумулятор на разряженность, если напряжение начинает критически падать, то необходимо провести диагностику состояния. Если этого не сделать, то вы можете лишиться аккумулятора полностью, так как при сильном падении напряжение в будущем он перестанет держать заряд.
Аккумуляторы с электролитом
Во время хранения чаще обращайте внимание на закрученность пробок, если они открутятся, то электролит может прийти в негодность. Размещать АКБ следует в помещении с имеющейся вентиляцией. Заряжайте аккумулятор полностью каждые 2 месяца, это способствует улучшению его работы в будущем. Температура хранения должна все время быть стабильной, так как аккумуляторы под влиянием перепадов температуры могут выдать перепады напряжения.
Сухозаряженные аккумуляторы
Такой тип аккумуляторов всегда должен храниться исключительно в вертикальном положении. Связано это с тем, что в процессе заряда на дно электролита оседают активные частицы. Если вы положите аккумулятор на другой бок, то частицы осядут на стенки электролитических банок, и в последствии может произойти замыкание аккумуляторной батареи.
Хранение должно осуществляться подальше от детей и животных, так как это опасно для здоровья, например, кислота опасна для глаз и кожных покровов. Располагать аккумулятор необходимо подальше от источников открытого огня, в процессе заряда АКБ выделяется водород, а, как известно, он взрывоопасен.
Гелевые аккумуляторы
Если обычные аккумуляторы с электролитом требуется заряжать 1 раз в 2 месяца, то гелевые практически не нужно заряжать, одной зарядки в полгода будет достаточно. АКБ этого типа не привередливы к хранению, поэтому могут храниться в любом удобном месте при температуре от -35 до +65 градусов по Цельсию, но лучше, конечно, брать усредненную.
Интересные факты
Не нужно «будить» аккумулятор перед запуском автомобиля. Несколько лет назад перед пуском двигателя зимой, водители предварительно включали фары для того, чтобы разогреть АКБ. Сейчас технология производства поменялась, а привычка «будить» батарею осталась. Но она бесполезна.
Зимой может разрядиться даже новый аккумулятор. Если машина используется для коротких поездок по городу, а обороты двигателя не превышают 3 тыс., то батарея просто не успевает подзарядиться, так как мало восприимчива к зарядке при холодных температурах. Таким образом, хранение АКБ — вещь трудоёмкая, но важная. При соблюдении правил батарея прослужит долгое время и сохранит свои свойства.
Рекомендуем: Начало эксплуатации нового аккумулятора для авто
Восстановление аккумулятора автомобиля после зимы
Почти все автомобильные аккумуляторы не боятся холодов, и поэтому могут эксплуатироваться в условиях суровых морозов. Долгое хранение никак отрицательно не сказывается на состоянии аккумулятора, и его после зимнего хранения можно устанавливать сразу на автомобиль. Если вы периодически заряжали его раз в месяц, и проверяли состояние электролита, то перед установкой на авто нужно только провести быструю диагностику состояния батареи:
- Проверьте напряжение на аккумуляторе с помощью мультиметра. Если напряжение на АКБ меньше 11,8-12,0 В, то это значит, что она разряжена, и требуется дозарядка. Нормальное значение напряжения — 12,5-13,0 В. Ниже мы приведем таблицу с примерным значением уровня зарядка батареи и напряжения (при выключенном двигателе).
Примерный процент заряда АКБ Напряжение на АКБ 12 В Напряжение на АКБ 24 В 100 % 12, 70 25, 40 90 % 12,50 25, 10 80 % 12, 42 24, 90 70 % 12, 32 24, 70 60 % 12, 25 24, 55 50 % 12, 15 24, 40 40 % 12, 07 24, 25 30 % 12, 00 24, 00 20 % 11, 75 23, 90 10 % 11, 40 23, 80 - Измерьте плотность электролита, в идеале она должна быть 1.25, но для достоверности следует проверить техническую документацию АКБ.
- Осмотрите корпус на наличие сколов и подтеков электролита, если их нет, то можете смело ставить в машину аккумулятор.
Как подготовить АКБ
Перед тем, как хранить автомобильный аккумулятор, его подготавливают:
- Снимают с автомобиля по инструкции, предварительно отсоединив клеммы. Проделывая эту работу, нужно помнить, что сначала отсоединяют положительную пластину, а затем — отрицательную.
- Очищают поверхность корпуса от загрязнений: пыли, грязи и жира, а также следов электролита. При этом нельзя применять моющие средства. Лучше всего, если это будет содовый раствор.
- Чистят клеммы мелкозернистой наждачкой и смазывают техническим вазелином (литолом, солидолом). Это позволит предотвратить их от окисления.
- Закручивают пробки в емкостях батареи, проверяют герметичность и отсутствие повреждений на поверхности акб.
- Проверяют плотность электролита на залитых аккумуляторах. Оптимальное значение — не ниже 1,28 г/см3.
- Тестируют уровень напряжения на плюсовой и минусовой клемме. Оно должно быть от 12,6 Вольт включительно.
- Заряжают на 100% и тестируют на уровень заряда. При минимальном уровне повторяют зарядку.
Срок хранения у сухозарядных батарей до 12 месяцев. У залитых акб при минимальной температуре — не больше 14 месяцев, а при плюсовой: от 6 до 9 месяцев.
Периодически, раз в 2—3 месяца нужно проверять уровень заряда акб и заряжать до максимума. При этом нужно проследить, чтобы уровень энергии не опускался ниже 40-50%.
Как хранить аккумулятор долго
Убираем АКБ на хранение
Многие автомобилисты, чтобы постоянно не подзаряжать АКБ при хранении, используют борную кислоту. Она применяется для понижения скорости саморазряда, в таком случае батарею можно хранить хоть в квартире, хоть в гараже.
Для этого способа хранения АКБ следует действовать по следующей инструкции:
- Для начала следует зарядить на максимум автомобильную аккумуляторную батарею, помните, что перезаряд также несет в себе опасность.
- Смешайте порошок борной кислоты и дистиллированную воду, вам необходимо получить 5%-10% раствор борной кислоты — это, примерно, одна чайная ложка борной кислоты на стакан воды. Также продается борная кислота в пузырьках (также 5% и 10%), в таком случае можно использовать её без смешивания с водой.
- После этого большим шприцем или ареометром аккуратно и не спеша (примерное время слива — 20 минут!) откачайте электролит из ячеек АКБ.
- Далее тщательно (не менее двух раз) промойте свинцовые колодцы дистиллированной водой для удаления осадков. Занять это действие должно примерно полчаса.
- Сразу же после промывки залейте полученный раствор борной кислоты в каждую ячейку и плотно закрутите пробки, затем можно спокойно убрать АКБ на хранение. Разряжаться такой аккумулятор будет значительно медленнее, поэтому даже не придется контролировать его напряжение.
- Борная кислота отрицательно реагирует на понижение температуры, поэтому мы рекомендуем вам хранить такую батарею при температуре от 0 до +10 градусов. Также заверните его в одеяло чтобы спрятать его от воздействия солнечны лучей. Одеяло может быть как обычное, так и специально купленное для аккумулятора.
Возвращаем работоспособность законсервированного АКБ
- Перво-наперво медленно (в течение 20 минут) слейте раствор борной кислоты, можно делать это, слегка наклоняя батарею либо пользуясь шприцом.
- Обязательно наберите в ячейки чистой дистиллированной воды и оставьте на 10-15 минут, потом слейте ее полностью, желательно повторить этот процесс несколько раз. Также можно подсушить колодцы строительным феном, тогда при заливании электролита плотность останется неизменной.
- После этого в ячейки шприцем вливаем сернокислый электролит (с плотностью ≈ 1,28 г/см³), можно купить готовый электролит или сделать его самому, используя воду и серную кислоту (но лучше купить!). Если будете изготавливать электролит самостоятельно, то добейтесь правильной плотности, так как от этого зависит функциональность АКБ. Подробную таблицу плотности вы сможете найти выше в статье. Лучше всего заливать электролит при комнатной температуре, так как плотность может измениться при другой температуре если вы будете заливать.
- Дайте аккумулятору постоять, после убедитесь что плотность не понижается, только после этого можно будет установить аккумуляторную батарею на свой автомобиль. После этого аккумулятор будет также полноценно работать, как и прежде, но все же следует хотя бы раз в полгода проводить полную диагностику АКБ.
Ниже вы можете посмотреть несколько полезных виде по теме:
Мы надеемся, что нашу статью было интересно читать и вы взяли из нее много полезной информации для себя. Следите за состоянием аккумулятора и тогда он не подведет вас даже в самые лютые морозы. Желаем вам успехов!
Хранение нового аккумулятора
Если же АКБ был изготовлен два-три года назад, то его свойства гораздо хуже, чем у недавно изготовленной батареи. Если его не подзаряжали, то даже не стоит брать такой аккумулятор. Наверняка будут проблемы с его ёмкостью. Для того чтобы проверить, насколько годен к эксплуатации такой АКБ, нужно поставить его на машину и поездить на авто около часа, а потом попробовать разрядить батарею за полчаса, то есть включить фары, музыку, обогрев стекла. Если за указанное время АКБ не разрядится, то его можно использовать.